|
Каталог статей
Ленд-лиз. Мифы и реальность
| История
ленд-лиза мифологизирована как противниками советской власти, так и её
сторонниками. Первые считают, что без военных поставок из США и Англии
СССР не смог бы выиграть войну, вторые – что роль этих поставок совсем
несущественна. Предлагаем вашему вниманию взвешенный взгляд на этот
вопрос историка Павла Сутулина, первоначально опубликованный у него в
ЖЖ.
История ленд-лиза
Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) –
своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами
Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования,
сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября
1940 года, когда американцы передали Британии 50 старых эсминцев в обмен
на британские военные базы. 2-го января 1941 года сотрудник
Министерства финансов Оскар Кокс подготовил первый проект закона о
ленд-лизе. 10-го января этот законопроект был передан в Сенат и Палату
представителей. 11 марта Закон получил одобрение обеих палат и подписан
президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы
к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28
торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько
сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза.
Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о
ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и
проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов.
Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы,
истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не
подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для
гражданских целей, должно было быть оплачено.
Что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны
материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии
на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в
Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР,
окончанием срока действия которого было определено 30 июня. Закон о
ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате
чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны
было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский,
посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально
поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако
вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку
Молотова-Микояна». | | Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу
В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн
грузов. У военных историков (да, пожалуй, и у всех остальных) наибольший
интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника – с нее и
начнем. По ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 "Стюарт”
— 1676 шт., легких М5 — 5 шт., легких М24 — 2 шт., средних М3 "Грант” —
1386 шт., средних М4А2 "Шерман” (с 75-мм пушкой) — 2007 шт., средних
М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт., тяжелых М26 — 1 шт. Из Англии:
пехотных "Валентайн” — 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт.,
легких "Тетрарх”— 20 шт, тяжелых «Черчилль» - 301 шт., крейсерских
«Кромвель» - 6 шт. Из Канады: «Валентайн» - 1388. Итого: 12199 танков.
Всего за годы войны на советско-германский фронт было поставлено 86,1
тыс. танков.
Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество
произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме
танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 — 100 шт., М17 — 1000
шт.; САУ: Т48 — 650 шт., М18 — 5 шт., М10 — 52 шт. Итого было поставлено
1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1
тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ
равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа.
Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские
"Универсал Керриер” — 2560 шт. (в том числе из Канады — 1348 шт.) и
американские М2 — 342 шт., М3 — 2 шт., М5 — 421 шт., М9 — 419 шт., Т16 —
96 шт., М3А1 "Скаут” — 3340 шт., LVT — 5 шт. Всего: 7185 единиц.
Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли
100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто
обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками
бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные
основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую
уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что
союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К
примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман
Файрфлай») в Россию не поставлялись.
Куда лучшая ситуация сложилась с поставками по ленд-лизу авиации. Всего
за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов, в том числе из
США: истребителей Р-40 "Томагавк" – 247, Р-40 "Китихавк" – 1887, Р-39
"Аэрокобра" – 4952, Р-63 "Кингкобра" – 2400, Р-47 "Тандерболт – 195;
бомбардировщиков А-20 "Бостон" - 2771, В-25 "Митчелл" – 861; прочих
типов самолетов – 813. Из Англии было поставлено 4171 «Спитфайеров» и
«Харрикейнов». Всего советские войска за войну получили 138 тыс.
самолетов. Таким образом доля иностранной технике в поступлениях в
отечественный авиапарк составила 13% . Правда, и тут союзники отказались
поставлять СССР гордость своих ВВС – стратегические бомбардировщики
Б-17, Б-24 и Б-29, коих за войну было произведено 35 тыс. штук. А в то
же время именно в таких машинах больше всего нуждались советские ВВС. | | По
ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых
орудий. Всего же СССР получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс.
противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах
вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все
советские орудия и минометы в целом (поступления за войну – 526, 2
тыс.), то доля иностранных орудий в ней составит лишь 2,7%.
В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28
сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками,
49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около
30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил
2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%.
Наиболее заметными стали ленд-лизовские поставки автомобилей. Всего по
ленд-лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% - из США). В
том числе около 430 тыс. грузовых (в основном – US 6 фирм «Студебекер» и
REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Притом, что общие
поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс.
единиц, доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%.
Кроме того, из США было поставлено 35 000 мотоциклов.
А вот поставки стрелкового оружия по ленд-лизу были весьма скромными:
всего порядка 150 000 тысяч единиц. Учитывая то, что общие поступления
стрелкового оружия в Красную армию за войну составили 19,85 млн. единиц,
доля ленд-лизовского вооружения составляет примерно 0,75%.
За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 242,3 тыс. тонн
автомобильного бензина (2,7% от общего производства и поступления а/м
бензина в СССР). Ситуация с авиационным бензином выглядит следующим
образом: из США было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и
Канада – 533,5 тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии и Канады было
поставлено 1483 тыс. тонн светлых бензиновых фракций. Из светлых
бензиновых фракций в результате риформинга производится бензин, выход
которого равен примерно 80%. Таким образом, из 1483 тыс. тонн фракций
может быть получено 1186 тыс. тонн бензина. То есть общие поставки
бензина по ленд-лизу можно оценить в 2230 тыс. тонн. В СССР за войну
было произведено около 4750 тыс. тонн авиационного бензина. Вероятно, в
это число включен и бензин, произведенный из поставленных союзниками
фракций. То есть производство СССР бензина из собственных ресурсов можно
оценить примерно в 3350 тыс. тонн. Следовательно, доля ленд-лизовского
авиационного топлива от общего количества бензина, поставленного и
произведенного в СССР, равна 40%.
В СССР было поставлено 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, что
равно 36% от общего количества рельсов, поставленных и произведенных в
СССР. В ходе войны было поставлено 1900 паровозов, в то время как в СССР
за 1941-1945 годы было произведено 800 паровозов, из них в 1941 – 708.
Если принять число произведенных с июня по конец 1941 года паровозов за
четверть от общего объема производства, то количество паровозов,
произведенных за время войны, станет равным примерно 300 штукам. То есть
доля ленд-лизовских паровозов в общем объеме паровозов, произведенных и
поставленных в СССР, равна приблизительно 72%. Кроме того, в СССР было
поставлено 11075 вагонов. Для сравнения в 1942-1945 годах в СССР было
произведено 1092 ж/д вагона. За годы войны по ленд-лизу было поставлено
318 тыс. тонн взрывчатых веществ (из них США – 295,6 тыс. тонн), что
составляет 36,6% от общего производства и поставок ВВ в СССР.
По ленд-лизу Советский Союз получил 328 тыс. тонн алюминия. Если же
верить Б.Соколову («Роль ленд-лизу в советских военных усилиях»),
который оценил советское производство алюминия за время войны в 263 тыс.
тонн, то доля ленд-лизовского алюминия от общего количества алюминия,
произведенного и полученного СССР, составит 55%. Меди в СССР было
поставлено 387 тыс. тонн – 45% от общего производства и поставок этого
металла в СССР. По ленд-лизу Союзом было получено 3606 тыс. тонн
автопокрышек – 30% от общего количества покрышек, произведенных и
поставленных в СССР. Было поставлено 610 тыс. тонн сахара - 29,5%.
Хлопка: 108 млн. тонн – 6%. Из США в СССР в годы войны было поставлено
38,1 тыс. металлорежущих станков, из Великобритании — 6,5 тыс. станков и
104 пресса. За время войны в СССР было произведено 141 тыс. м/р станков
и кузнечных прессов. Таким образом, доля иностранных станков составила в
отечественном хозяйстве составила 24%. В СССР также поступило 956,7
тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля и
1,1 тыс. миль подводного кабеля. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было
поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, 15,5
млн. пар армейских ботинок, 5 млн. тонн продовольствия и проч. | | По
данным, сведенным в диаграмму №2 видно, что даже по основным типам
поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и
поставок в СССР не превышает 28%. В целом же доля ленд-лизовской
продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов,
оборудования, продовольствия, техники, сырья и проч. Обычно оценивается
в 4%. По моему мнению, эта цифра, в общем, отражает реальное положение
дел. Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что
ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР
по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и
материалов, которые составили большую часть от общего производство
таковых в СССР. Но стало ли бы критичным отсутствие поставок этих
материалов? На мой взгляд, нет. СССР вполне мог перераспределить
производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым,
включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще
без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос в том, чего бы это ему стоило. Не будь
ленд-лиза, СССР мог пойти двумя пути решения проблемы дефицита тех
товаров, которые по оному ленд-лизу поставлялись. Первый путь – просто
закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии наблюдался бы
недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда наименований техники и
оборудования. Тем самым, армия, безусловно, была бы ослаблена. Второй
вариант – увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу
продукции посредством привлечения к процессу производства лишней
рабочий силы. Силу эту, соответственно, можно было взять только на
фронте, и тем самым опять же ослабить армию. Таким образом, при выборе
любого из этих путей РККА оказывалась в проигрыше. Как следствие –
затягивание войны и лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами,
ленд-лиз хоть и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном
фронте, но, тем не менее, спас сотни тысяч жизней советских граждан. И
уже за одно это Россия должна быть благодарна своим союзникам.
Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух
моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и
материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после
перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было
поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило
менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил
27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на
1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь
союзников была не слишком заметна. В качестве примера на диаграмме №3
можно увидеть, как изменялось в 1941-1945 годах количество самолетов,
поставлявшихся из США. Еще более показательный пример – это автомобили:
их на 30 апреля 1944 года было поставлено всего 215 тысяч штук. То есть
больше половины ленд-лизовских машин были доставлены в СССР в последний
год войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника
была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР
торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых
действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после
ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй
лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами
техники.
И, наконец, в завершение этой части статьи небольшой камень в огород
критиков ленд-лиза. Многие из оных критиков делают упор не
недостаточность поставок союзников, подкрепляя это тем, что, мол, США-то
при их уровне производства могли бы поставлять и побольше. И
действительно, стрелкового оружия США и Британия произвели 22 млн.
единиц, а поставили всего 150 000 тыс. (0,68%). Из произведенных танков
союзники поставили СССР 14%. Еще хуже ситуация обстояла с автомобилями:
всего в США за годы войны было произведено около 5 млн. машин, а в СССР
поставлено около 450 тыс. – меньше 10%. И так далее. Однако подобный
подход, безусловно, неверен. Дело в том, что поставки в СССР
ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем
имевшихся транспортных судов. И вот как раз с ним у англичан и
американцев были серьезные проблемы. Союзники просто физически не
располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы
перевезти в СССР большее количество грузов.
Маршруты поставок | | Ленд-лизовские
грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев
в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через
советскую Арктику. Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно,
является мурманский. Героизм моряков арктических конвоев воспет во
множестве книг и кинофильмов. Вероятно, именно по этой причине у многих
наших сограждан создалось ложное впечатление, что основные поставки по
ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями. Подобное мнение –
чистой воды заблуждение. На диаграмме №4 вы можете увидеть соотношение
объема грузоперевозок по различным маршрутам в длинных тоннах. Как мы
видим, через русский Север не только не проходила большая часть
ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая
Дальнему Востоку и Ирану. Одной из главных причин такого положения дел
стала опасность северного пути из-за активности немцев. На диаграмме №5
вы можете увидеть, насколько эффективно действовали Люфтваффе и
Кригсмарине по арктическим конвоям.
Использование трансиранского пути стало возможным после того, как
советские и британские войска (с севера и юга соответственно) вступили
на территорию Ирана, а уже 8 сентября было подписано мирное соглашение
между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории Персии были
расквартированы британские и советские войска. С этого момента Иран стал
использоваться для поставок в СССР. Ленд-лизовские грузы шли в порты
северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и
Бандар-Шахпур. В этих портах были устроены авиа- и автосборочные заводы.
Из этих портов в СССР грузы шли двумя путями: сухопутным через Кавказ и
водным – через Каспийское море. Однако у Трансиранского маршрута, как и
арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком
продолжительным (Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг
южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем
время уходило еще и проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию).
Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация, только в
октябре и ноябре потопившая и повредившая 32 судна с грузами, да и
Кавказ был не самым спокойным местом: только в 1941-1943 годах на
Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитских группы общей
численностью 17513 человек. В 1945 году вместо Иранского пути для
поставок стали использовать черноморский маршрут. | | Однако
наиболее безопасным и удобным маршрутом являлся тихоокеанский путь из
Аляски на Дальний Восток (46% от общего объема поставок) или через
Северный Ледовитый океан в арктические порты (3%). В основном
ленд-лизовские грузы доставлялись в СССР из США, само собой, морем.
Однако большая часть авиации двигалась из Аляски в СССР своим ходом (тот
самый АлСиб). Тем не менее, и на этом пути возникали свои трудности, на
этот раз связанные уже с Японией. В 1941 – 1944 годах японцами было
задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты
«Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. 8 судов -
транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой»,
«Павлин Виноградов», «Лазо», «Симферополь» - были потоплены японцами.
Транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев» потоплены неопознанными
подводными лодками, а еще около 10 судов погибло при невыясненных
обстоятельствах.
Оплата ленд-лиза
Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то
очернить программу ленд-лиза. Большинство из них считают своим
непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по
ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением
(или сознательной ложью). Ни СССР, ни какие-либо другие страны,
получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о
ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни
цента. Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны
были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и
боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно
было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть
использовано странами-получательницами помощи. Таким образом, никаких
оплат ленд-лиза во время войны не было. Другое дело, что СССР
действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс.
тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото,
платину, древесину). Делалось это в рамках программы обратного
ленд-лиза. Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт
американских судов в русских портах и прочие услуги. К сожалению, мне не
удалось найти, на какую общую сумму союзникам было предоставлено
товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза. Единственный, найденный
мною источник, утверждает, что эта самая сумма составила 2,2 млн.
долларов. Однако лично я не уверен в аутентичности этих данных. Тем не
менее, их вполне можно рассматривать в качестве нижнего предела. Верхним
же пределом в таком случае будет являться сумма в несколько сотен
миллионов долларов. Как бы то ни было, доля обратного ленд-лиза в общем
ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками не будет превышать
3-4%. Для сравнения, сумма обратного ленд-лиза из Великобритании в США
равняется 6,8 млрд. долларов, что составляет 18,3% от общего объема
обмена товарами и услугами между этими государствами.
Итак, никакой оплаты ленд-лиза во время войны не происходило. Счет
американцы предоставили странам-получательницам помощи лишь после войны.
Объем долгов Великобритании перед США составил $4.33 млрд., перед
Канадой - $1.19 млрд. Последний платеж в размере $83.25 млн. (в пользу
США) и $22.7 млн. (Канада) был проведен 29 декабря 2006. Объем долгов
Китая был определен в 180 млн. долларов, и долг этот до сих пор не
погашен. Французы расплатились с США 28 мая 1946 года, предоставив
Штатам ряд торговых преференций.
Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,6 млрд. долларов, однако
уже в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Тем не менее, СССР
платить отказался. Отказ последовал и в ответ на новые уступки США: в
1951 году сумма долга вновь была пересмотрена и на этот раз составила
800 млн. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между
СССР и США было подписано лишь 18 октября 1972 года (сумма долга вновь
была снижена, на этот раз до 722 млн. долларов; срок погашения – 2001
год), причем СССР пошел на это соглашение только при условии
предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка. В 1973 году СССР
произвел два платежа на общую сумму 48 млн. долларов, но затем прекратил
выплаты в связи с введением в действие в 1974 году поправки
Джексона-Веника к советско-американскому торговому соглашению 1972 года.
В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны
вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного
погашения задолженности – 2030 года, и сумма – 674 млн. долларов. В
настоящий момент Россия за поставки по ленд-лизу должна США 100 млн.
долларов.
Другие виды поставок
Ленд-лиз был единственным значимым типом союзнических поставок СССР.
Однако не единственным в принципе. До принятия программы ленд-лиза США и
Британия поставляли СССР оборудование и материалы за наличный расчет.
Однако размеры этих поставок были довольно малы. Например, с июля по
октябрь 1941 года США поставило СССР грузов всего на 29 млн. долларов.
Кроме того, в Британии были предусмотрены поставки в СССР грузов в счет
долгосрочных кредитов. Причем поставки эти продолжались и после принятия
программы ленд-лиза.
Не стоит забывать и о множестве благотворительных фондов, созданных для
сбора средств в пользу СССР по всему миру. Оказывали помощь СССР и
частные лица. Причем помощь такая шла даже из Африки и Ближнего Востока.
Например, в Бейруте была создана «Русская патриотическая группа», в
Конго – Общество медицинской помощи России.. иранский купец Рахимьян
Гулам Гусейн отправил в Сталинград 3 тонны сушеного винограда. А купцы
Юсуф Гафурики и Мамед Ждалиди передали СССР 285 голов скота. |
|
Категорія: Історичні статті | Додав: maxys (27.12.2010)
|
Переглядів: 934
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
Статистика
Онлайн всього: 1 Гостей: 1 Користувачів: 0
|